УРОКИ ВЯЗАНИЯ КОРОТКИМ КРЮЧКОМ

Урок 1

Уроки (опубликованные в журналах "Наталья" с № 3'97 по №4'98) ведет НАТАЛЬЯ КУБЛАНОВА

             Для начала вязания любого рисунка, выполняемого коротким крючком, необходимо набрать цепочку из воздушных петель. Существует много способов вязания цепочек - узких и широких, ровных и фестончатых. Иногда вязание цепочки может выполняться с одновременным провязыванием 1-го ряда рисунка. Самая обычная цепочка имеет лицевую сторону косичкой, каждая петля которой обозначается на схеме кружочком O, и изнаночную в виде бугорков, которые на схеме обозначаются кружочком с горизонтальной чертой y. Таким образом, каждая петля наборной цепочки имеет 3 дужки. Лицевая сторона петли образует 2 дужки - верхнюю и нижнюю.

Лицевая сторона наборной петли1 - Верхняя дужка. Является основной, так как за нее чаще всего выполняется провязывание элементов 1-го ряда рисунков.

2 - Нижняя дужка. Если вязание выполняется за нее, это указывается в примечании к рисунку детали изделия.

 Необходимо помнить о том, что "крючковая петля" (то есть петля, находящаяся на крючке) не считается при вывязывании полотна, так как является основной для вязания. "Подъемные" петли обеспечивают высоту следующего ряда. В зависимости от выбранного узора количество "подъемных петель" может быть разным. На схеме подъемная петля обозначается - (). Рисунки, провязываемые коротким крючком, состоят из элементов раз личной высоты. Провязываемые чаще всего элементы можно объединить в 3 группы, образующие 3 основных уровня ряда со своим числом подъемных петель.

 

1. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ, на высоту которого необходимо выполнять 1 подъемную петлю. К нему относятся 2 элемента:

 а) полустолбик без накида, который на схеме обозначается горизонтальной чертой (—). Для его провязывания крючком поддевается одна или две дужки петли наборного или предыдущего ряда рисунка через которые протягивается рабочая нить. Так образуется новая петля, которая продевается через крючковую (основную) петлю. Этот прием создает очень плотное и тяжелое полотно, поэтому выполняется в рисунках как отдельный элемент. Им также выполняются воротники и различные окантовки деталей изделия, которые получаются очень формоустойчивыми.

б)столбик без накида считается основным элементом низкого уровня и вообще вязания на коротком крючке. На схеме обозначается крестиком +.

Для его провязывания крючком поддевается одна или две дужки петли наборного или предыдущего ряда рисунка, через которые протягивается рабочая нить, образуя новую петлю. Таким образом, на крючке имеются 2 петли (основная крючковая и новая), которые провязываются вместе. Этот элемент применяется как ночной в рисунках. Им также можно провязывать различные полотна деталей изделия. Существует несколько способов провязывания столбиков без накида по отношению к предыдущему ряду, (то есть вариантов образования новой петли). Основными считаются 3 способа:

а) за 2 дужки петли предыдущего ряда,

б) за одну дальнюю (считая от себя) дужку петли предыдущего ряда,

в) за одну ближнюю (считая к себе) дужку петли предыдущего ряда.

Сочетая между собой эти способы провязывания, можно получить дополнительные узоры. Для вышеприведенных элементов на подъем будущего рада выполняется 1 петля, которая будет считаться первой петлей 2-го рада, а первый элемент столбика будет провязываться в 3-ю петлю.

2. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ, на высоту которых необходимо выполнить 2 подъемные петли. К нему относятся 2 элемента : 

а) полустолбик с накидом, который на схеме обозначается - ( ).

Выполняется на основе столбика без накида, но перед провязыванием новой петли на крючок движением от себя набрасывается нить от клубка, образуя накид. Итак, на крючке 3 петли: крючковая, накид, новая петля, которые провязываются вместе.

Этот элемент занимает промежуточную позицию по высоте между столбиком без накида и столбиком с накидом.   На высоту полустолбика с накидом выполняется 1 или 2 подъемных петли, так как при плотном вязании необходимо выполнять 2 подъемные петли, а при слабом - 1. Этот элемент (полустолбик с накидом) создает красивые, формоустойчивые полотна и за это в народе называется "прочным" столбиком.

"Прочный" столбик провязывается теми же 3-мя способами по отношению к предыдущему ряду, что и столбик без накида. На подъем будущего рада выполняется 1 или 2 петли, которые вместе условно будут считаться 1-м столбиком следующего рада, а первый элемент "прочного столбика" провязывается в 4-ю петлю.

б) столбик с накидом, который на схеме обозначается - (). Выполняется на основе "прочного столбика" (крючковая петля, накид, новая петля), но провязывается в 2 приема:

- новая петля и накид провязываются вместе, образуя одну петлю, затем эта петля провязывается вместе с крючковой нитью. Столбик с накидом имеет те же 3 способа провязывания элемента по отношению к предыдущему ряду, что и столбик без накида и прочный столбик. Из него можно вязать детали изделия. Его рады можно сочетать с радами низких элементов, создавая новые рисунки.

3. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ. К нему относятся столбики с двумя и более накидами. Число петель на подъем такого ряда на единицу больше числа накидов элемента. Например, столбик с двумя накидами - 3 подъемных петли (п\п), столбик с 3-мя накидами - 4 п\п и т.д. Целые полотна из таких элементов вяжутся редко из-за их неформоустойчивости. Чаще они применяются как отдельные элементы в рисунках.

 Урок 2

    В этом уроке мы рассмотрим некоторые приемы, использованные при вязании жилета, иллюстрирующего урок 1, а также наиболее часто встречающиеся приемы.

Провязывание 2-х, 3-х и более столбиков вместе.

    Этот прием используется для убавления петель при провязывании пройм, горловины, вытачек и обозначается знаком , или , или в зависимости от того, какие столбики надо провязать вместе ( с 1-м, 2-мя и т.д. накидами), и сколько их. В итоге вместо 2-х или 3-х столбиков получается 1.

Если по рисунку надо провязать столбики вместе, не уменьшая числа петель, то вместо провязанных столбиков провязывайте воздушные петли. Вязание производится так (на примере 2-х ст. с 1-м накидом): накид, ввести крючок в полотно и вытянуть нить, протянуть нить через получившуюся петлю и накид, таким образом, на крючке 2 п. - вновь полученная и крючковая. Снова накид, ввести крючок и вытянуть нить, протянуть ее через новую петлю и накид, а затем через 3 п., находящиеся на крючке (см. чертеж 1).

При вывязывании элементов узора число столбиков, провязанных вместе, может быть любым, а при убавлении петель для проймы - не более 3-х; если надо убавить на 4 и более п., то их просто не довязывают в конце ряда.

 Чтобы сделать край проймы или горловины ровно закругленным, в начале ряда провяжите соединительный столбик (см. ниже), столбик без накида, далее столбики по рисунку с необходимыми убавлениями и так же закончите ряд. Чтобы прибавить столбик и для расширения детали или при вязании элементов рисунка, надо провязать несколько столбиков из одной петли. Этот прием обозначается знаком , или и т.д. (см. чертеж 2). Оба эти приемы могут одновременно использоваться для вывязывания рельефных шишечек в полотне. Это обозначается знаком или и т.д. (см. чертеж 3).

 Соединительный столбик.

Используется при вязании по кругу и при выравнивании края. Обозначается значком . При вязании по кругу - это последняя петля ряда: крючок вводится в последнюю петлю или верхнюю подъемную петлю, нить вытягивается и протягивается через петлю на крючке (см. чертеж 4). Хотя эта петля называется столбик, она не имеет своей высоты.

 

 Отделка края.

Для отделки края часто применяется прием "рачий шаг" или "рачьи" петли, придающие краю прочность и хороший внешний вид. В отличие от всех других переплетений крючка этот вид вязки выполняется слева направо. Крючок введите под петлю от себя, подденьте нить снизу и вытяните ее так, чтобы она была перед петлей, которая находится на крючке, затем провяжите обе петли вместе в одну (см. чертеж 5).

 

Урок 3

Прежде, чем перейти к изучению следующих приемов вязания крючкового полотна, посмотрим, какие изделия можно выполнить на основе уже пройденных уроков.

Полотно, связанное на основе цепочки из воздушных петель и столбиков, называется "французской сеткой". Используется этот рисунок для вязания легких шапочек, шалей, жилетов и накидок, а также для оформления края изделия или его элементов - воротничков, кокеток, манжет и т.д. Такая отделка придает изделию нарядность и компенсирует некоторую тяжеловесность плотного крючкового полотна. Особенно эффектно этот рисунок выглядит, выполненный из шелковистой нити в сочетании с матовой фактурой основного полотна или при добавлении в рабочую нить нитки люрекса. Выполняется рисунок следующим образом. Основой является обычная цепочка из в.п., набранных в количестве, равном ширине задуманного изделия; или край последнего, связаный другим раппортом или в другой технике (спицами, на машине). В качестве основы также может быть использовано любое тканое полотно - скатерть, покрывало, салфетка, носовой платок.

Рисунок состоит из повторяющихся дуг - коротких цепочек воздушных петель, предпочтительно нечетного числа - 3, 5, 7 и т.д., прикрепленных к предыдущему ряду любым из уже изученных столбиков с таким расчетом, чтобы расстояние между "прикрепами" было меньше, чем расположенная над ним дуга (см. рис. 1). Такие дуги называются "арочками" и в раппорте могут обозначаться знаком , т.е. дуга или "арочка" из 3-х воздушных петель. Чаще всего для "при-крепа" используется столбик без накида, но при желании можно прикреплять "арочки" полустолбиками без накида или столбиками с одним или двумя накидами.   Соответственно, рисунок получится более или менее рыхлым. Все последующие ряды выполняются аналогично, с той только разницей, что "прикреп" осуществляется вкалыванием в среднюю петлю дуги предыдущего ряда за один или за два ее элемента. Рисунок "французской сетки" напоминает прозрачную рыбью чешую. 

Некоторые из "чешуек" можно уплотнить, выполнив вместо дуги из в.п. такое же количество столбиков с накидом, расположенных веером, т.е. выполненных в одну точку вкалывания - в "прикреп" предыдущего ряда (см. рис. 2). Такие плотные "чешуйки" могут подчиняться определенному ритму, например, заменять каждую пятую "арочку" в каждом пятом ряду, или располагаться спонтанно.

Такой веер из столбиков (с одним или двумя накидами и общей точкой вкалывания) может быть также использован как элемент отделки края полотна в виде фестонов.

Как частный случай, для "прикрепа" дуги каждого последующего ряда можно использовать дугу предыдущего целиком, т.е. ввести крючок под "арочку" и выполнить столбик, как бы обвязав всю толщину цепочки. В этом случае рисунок получится более плотным, но его четкую структуру будет труднее сохранить, так как "прикреп" может перемещаться по дуге. Такой способ используется для ускорения вязания в том случае, когда формоустойчивость полотна не столь важна, например, в случае вывязывания каймы для скатерти или покрывала. Заметим также, что этот прием (когда крючок вводится под воздушную петлю или головку столбика предыдущего ряда целиком, под все три их составляющие элемента) в раппортах вязания крючком так и называется - "вкалывание под арочку" и может использоваться в различных рисунках. Этим же приемом можно оформить край изделия из "французской сетки". В этом случае дуги последнего ряда обвязываются столбиками без накида в несколько большем количестве, чем число в.п. в дуге (см. рис. 3), что придает краю четкость и большую жесткость.

При отделке последнего ряда можно использовать бусины, нанизанные на рабочую нить и вводимые в рисунок вязания, например, в верхней точке каждой "арочки", или так называемых "пико", т.е. зубчиков.

Поскольку отделка края изделия зубчиками - "пико" -встречается довольно часто, в том числе и при оформлении края "рачьим шагом", научимся выполнять их разными способами:

а).  В месте, определенном рисунком отделки, вывязать воздушные петли и протянуть рабочую нить через первую из них и "крючковую" (основную). В зависимости от количества воздушных петель в раппорте обозначено "пико" из 2-х петель", "пико" из 3-х петель" и т.д. Получим острый удлиненный зубчик. Продолжить вязание вкалыванием крючка в головку следующего столбика предыдущего ряда.

б).  Выполняя обвязку края полотна столбиками без накида или "рачьим шагом" в точке, определенной рисунком, выполнить воздушные петли и затем - очередной столбик обвязки в ту же точку вкалывания, т.е. в ту же головку столбика предыдущего ряда. Получим мягкий фестончик в виде рыхлого колечка (см. рис. 4).

Ритм расположения зубчиков -"пико" чаще всего зависит от рисунка полотна (обычно "пико" завершают повторяющиеся элементы раппорта).

За счет уменьшения или увеличения количества воздушных петель в "арочках", полотно "французской сетки" можно моделировать, т.е. сужать или расширять по необходимости. Это используется, например, при вязании шапочек, рукавов, манжет, воротничков и т.д.

Урок 4

На основе столбиков и воздушных петель можно выполнить так называемую “филейную сетку”, обозначаемую в раппорте ФС. В отличие от “французской” она имеет четкую геометрическую структуру и более широкое применение.

Рисунок филейной сетки представляет собой прямоугольные ячейки, образованные чередованием столбиков и воздушных петель (см. рис.1). Ячейки могут быть крупнее или мельче в зависимости от толщины рабочей нити, высоты столбика, образующего ряд, и количества воздушных промежуточных петель. Вариант наиболее плотного полотна получается в результате чередования столбика без накида и одной воздушной петли.

В зависимости от характера вкалывания крючка ячейки могут располагаться строго друг над другом, если вкалывание происходит в головку столбика предыдущего ряда, и в шахматном порядке, если вкалывание происходит под “арочку”, то есть под воздушную петлю предыдущего ряда за всю ее толщину (за все 3 элемента - см. рис. 2).

Филейная сетка используется главным образом для вязания легкой летней одежды - блузонов, топиков, жилетов, жакетов, отдельных декоративных элементов, дублирующих детали основного изделия. А также для предметов

интерьера - занавесей, скатертей, салфеток, декоративных панно и т.д.

В ячейках филейной сетки воздушные петли можно заменять столбиками. В этом случае ячейки называются заполненными. На сочетании заполненных и незаполненных ячеек ФС можно создавать различные узоры, от простых геометрических до сложных предметных композиций за счет контраста между плотными и прозрачными участками полотна.

Расчет деталей изделия из полотна филейной сетки и задуманный на нем рисунок выполняется на бумаге в клетку, каждая клетка соответствует одной ячейке ФС.

Техника вязания филейной сеткой позволяет использовать целый ряд декоративных приемов оформления полотна, например, введения в него бусин, предварительно нанизанных на рабочую нить, продержку узкой тесьмы или ленты, а также вывязывания объемных узоров в направлении, перпендикулярном плоскости основного полотна, приемом вкалывания под “арочку”, применяя столбики различной высоты и характера.

Полотно ФС можно также использовать как фон для аппликации различными материалами, в том числе элементами так называемого “ирландского” вязания, то есть всевозможными элементами растительного характера, выполненными также коротким крючком.

Моделировать, то есть расширять или сужать детали, выполненные ФС, можно, кроме использования обычных приемов прибавления и убавления петель, еще и изменением в нужных местах высоты столбиков (см. рис.3). Рассмотрим это на примерах.

При вязании изделия (например, безрукавки) в поперечном направлении филейной сеткой, ячейку которой образует столбик с одним накидом и воздушная петля, заменим несколько ячеек ФС в конце ряда у плеча столбиками без накида, сохраняя их число равным количеству столбиков и воздушных петель предыдущего ряда по всей высоте полотна полочки или спинки. Этот плотный участок может выглядеть как полоска шириной от 2 - 3 см или как кокетка сложной конфигурации - круглой, зубчатой и т.д. - в зависимости от рисунка, по которому столбики без накида вводятся в полотно (см. рис. 4).

Оформив плечо, таким образом, мы решаем сразу несколько задач. В том числе освобождаемся от вывязывания проймы, вытачек и получаем вырез горловины красивого очертания, близкого к У- образному. При этом основное полотно выглядит как бы слегка присборенным, ложится мягко и без нарушения геометрии рисунка.

Таким же способом можно оформить вырез “каре” по его горизонтальной линии, сборку рукава “фонарик”, кокетку на юбке и т.д., то есть любое конкретное сужение полотна в зависимости от выбранного фасона. Следует добавить, что соотношение ширины полотен в случае изменения высоты столбика соответствует приблизительно 1 к 2 - 2,5, то есть каждым 10 см плотного участка соответствует 20 - 25 см полотна ФС в зависимости от индивидуального “почерка” вязальщицы.

При вязании крючком джемперов, жакетов и т.д. часто возникает необходимость оформить край изделия резинкой. Иногда достаточно выполнить резинку спицами в традиционном варианте 1х1, 2х2 и т.д., набрав необходимое количество петель по краю крючкового полотна на круговые спицы. Если же плотность и формоустойчивость изделия требует соответственного качества и от резинок (манжет, планки низа и т.д.), связать их можно крючком столбиками без накида. Для этого столбики каждого последующего ряда выполняются вкалыванием крючка в головку-петлю столбика предыдущего ряда за одну дальнюю (от себя) дужку. Этот способ особенно хорош при поперечном направлении вязания, когда ряд основного узора и ряд резинки вяжутся одновременно по всей длине детали изделия.

При вертикальном направлении вязания, когда резинка и узор основного полотна вяжутся последовательно, лучше использовать другой прием выполнения резинки, вывязывая рельефные столбики с накидом. Выполняется эта резинка следующим образом. На основе наборной цепочки вяжется ряд столбиков с накидом. Во втором ряду столбики с накидом выполняются поочередным вкалыванием крючка за ножку столбика предыдущего ряда то с лицевой, то с изнаночной стороны, Все последующие ряды вяжутся аналогично. Следует лишь внимательно следить, чтобы выпуклые и вогнутые столбики сохраняли свой порядок по всей высоте резинки.

Урок 5

В сегодняшнем уроке рассмотрим некоторые детали, выполняемые крючком в качестве дополнительных аксессуаров одежды, которая, в свою очередь, может быть как вязаной, из промышленного трикотажа, так и сшитой из любой ткани.

Самым простым элементом в этом ряду являются шнуры. Шнур может служить в качестве пояса, застежки, частью декоративной отделки костюма в сочетании с другими элементами - тканью, кожей, мехом, бусинами и т.д. Прежде всего, таким шнуром может быть обычная цепочка (косичка) из воздушных петель. Ее декоративные свойства зависят от материала - пряжи, от толщины нити и рыхлости вязания. Она может использоваться во всех вышеперечисленных случаях. Особенно выигрышно выглядит аппликация цепочкой. При этом выкладывать ее лучше вверх протяжками и “косичкой” к фону, прикрепляя к полотну изделия кеттельным швом за дужки (см. рис.)

Можно придать шнуру неожиданный эффект, ввязывая в цепочку предварительно нанизанные на нить пряжи бусины, пайетки, бисер или пуговички - все, что вам подскажет фантазия. Рисунок аппликации для всех случаев следует заранее выполнить на кальке и “проложить” на полотне по контуру стежки простой нитью контрастного цвета наметочным швом “вперед иглу”.

Существует еще один вариант цепочки из воздушных петель, который называется “двойная косичка” (см. рис). Она может быть использована как для отделки, так и в качестве конструктивной детали полотна. Отличаясь большей, чем обычная цепочка, эластичностью и гибкостью, а также большим количеством дужек для вкалывания, “двойная косичка” применяется для наборного ряда. Например, для вязания юбки от талии вниз, при оформлении швов, когда детали изделия вяжутся в двух перпендикулярных к линии шва направлениях, например, перед и спинка от плеча и т.д. При этом структура и рыхлость полотна не нарушаются, даже если набор петель по обе стороны “двойной косички” и дальнейшее вязание производится не крючком, а спицами. 

Ею же можно оформить вырез горловины или рукав, прикетлевав по краю за дужки косички, особенно если полотно требуется присобрать или сгладить неровности края. Затем на противоположной стороне косички можно выполнить отделочную планку любым подходящим крючковым рисунком. Этот способ отделки удобен при оформлении крючком трикотажного полотна. Можно выполнить шнур на основе “колечка” из воздушных петель следующим образом. Связав цепочку из 4-5 петель, замкните ее в кольцо, провязав первую и последнюю петли вместе. Затем по спирали полустолбиками без накида наращивайте кольцо, вкалывая крючок изнутри под наружную дужку петель последнего ряда. Шнур получается плотным в виде полой трубочки и, в основном, используется в тех случаях, когда требуется, прежде всего, прочность, например для поясов, ручек вязаных сумок и т.д. Еще один очень красивый шнур. Он называется “гусеничка” и выполняется следующим образом (см. рис.).

Свяжите две воздушные петли, введите в первую из них и провяжите ее и петлю на крючке вместе полустолбиком без накида. Поверните работу по часовой стрелке наружной стороной к себе, введите крючок в верхнюю из двух ранее провязанных петель и так продолжайте вязать до получения нужной длины. Шнур получается > плоский, зубчатый и очень гибкий. Им можно украсить любое изделие - джемпер, жилет, шапочку выкладывая различные узоры. Этот шнур может также служить основой для пояса, для оформления швов стыков, разных полотен (прямого и присборенного, связанных в разном направлении, выполненных в различной технике и т.д.), для отделки края изделия - горловины, проймы, рукава.

Шнур, построенный на чередовании цепочек из воздушных петель и “шишечек” из столбиков с накидами, применяется только в декоративных целях. Особенно эффектно выглядит отделка, в которой сочетаются шнуры, выполненные из пряжи разных цветов, качества и толщины. Промежутки между “шишечками” могут быть различной длины, которая зависит от количества воздушных петель. “Шишечка” образована из 3-х или более столбиков с накидом и выполняется следующим образом. Введите крючок в четвертую от него петлю, предварительно сделав накид. Провяжите петлю с накидом и повторите эту операцию столько раз, сколько столбиков должно быть в “шишечке”, каждый раз вкалывая крючок в ту же самую петлю.

Заключительным движением провяжите все висящие на крючке петли за один прием и затяните как можно туже. Свяжите следующий участок воздушными петлями. Напоследок разберем еще один декоративный элемент, который часто используется в сочетании со шнурами в качестве подвески на поясе, вместо кисти и помпона, или как часть декоративной композиции. Это “спиралька” и вяжется она следующим образом. Провяжите цепочку из 25-ти воздушных петель. Вкалыванием в 4-ю от крючка петлю цепочки выполните 3 столбика с накидом (в одну точку вкалывания). Затем последовательно вывяжите по 4 столбика с накидом на каждой последующей петле цепочки, итого 21 х 4 = 84 столбика. Обвязать “спиральку” можно столбиками без накида, “рачьей” петлей, столбиками с “пико”, используя как основную нить, так и нить другого цвета или фактуры. Свою форму деталь приобретает за счет разницы в длине сторон.

Освоив все вышеописанные приемы, вы получите дополнительные возможности сделать свой костюм нарядным и нестандартным, обновить вещи из старого гардероба, проявить выдумку и творческую фантазию. 

Урок 6

 В сегодняшнем уроке мы закончим тему оформления костюма при помощи элементов, выполненных крючком. Самые простые из них по форме близки к геометрическим фигурам: кругу, квадрату, многоугольнику и т.д. Такие элементы используются в одежде в качестве основы для шалей, жилетов, шапочек, а также в виде аппликации на гладком фоне и при изготовлении декоративных наволочек, покрывал, салфеток, скатертей, прихваток для посуды и других украшений интерьера. Все эти геометрические элементы вне зависимости от форм вяжутся, начиная от центра. Существуют три самых распространенных способа начала вязания:

1. Свяжите цепочку из воздушных петель и замкните ее в кольцо прикрепом (полустолбик без накида, см. № 3 за 1997 г.). Приемом “под арку”, то есть, обхватывая всю толщину цепочки, выполните 1-й ряд раппорта, причем количество столбиков этого ряда может быть любым, вне зависимости от числа петель в цепочке кольца.

2. Начните работу с 3-х петель. Выполните 3 в.п. и вяжите 1-й круг раппорта, каждый раз вкалывая крючок во 2-ю петлю. Таким образом средняя петля раздвигается, увеличиваясь за счет 2-х соседних.

3. Образуйте колечко из рабочей нити, короткий конец придержите в ладони, а из длинного, идущего от клубка, вяжите 1-й ряд раппорта приемом “под арку” (обхватывая всю толщину кольца). Связав замкнутый ряд, затяните плотно колечко, потянув за короткий конец нити, а затем продолжайте работу по записи. При вязании от центра периметр “окружностей” увеличивается от ряда к ряду в зависимости от высоты столбиков провязки, так как основания столбиков повторяют уже замкнутый круг (предыдущий), а вершины должны создать новый. При вязании столбиками без накида “круг” состоит из 6 клиньев, так как в этом случае прибавка составляет 6 п. в ряду. Для полустолбиков прибавка 8 п. в ряду делит изделие на 8 клиньев-сегментов, для столбиков с одним накидом - соответственно 12 п. и 12 клиньев, для столбиков с 2-мя накидами - 16 и 16. При работе на столбиках с накидами ряды завершайте прикрепом, и новый ряд начинайте с петель подъема, имитирующих 1-й столбик нового ряда. Проверить правильность прибавок несложно, так как порядковый номер ряда от центра и число петель в каждом клинышке в этом ряду должны совпадать. Линии прибавок можно дополнительно декорировать, выполняя на ней всевозможные украшающие провязки: пышные столбики, “галочки” и т.д.

Для мотива-квадрата прибавки располагаются по диагоналям. При вязании столбиков без накида - по 2 на каждом углу (всего 8), при столбиках с накидами - по 4 (всего 16). Эти простые приемы выполнения декоративных элементов крючком могут пригодиться и при вязании более сложных элементов так называемого ирландского кружева. Оно представляет собой совокупность различных мотивов растительного характера, выполненных по отдельности и состоящих из фрагментов цепочки воздушных петель, которые называются бридами. Каждый элемент ирландского кружева может служить отдельным украшением на гладком фоне.

Рассмотрим для начала несколько самых простых и распространенных мотивов, которые могут вам пригодиться для украшения джемпера или жакета, особенно если его нужно обновить или замаскировать мелкие недостатки полотна.

1. Кружок или “копейка”. Сделайте кольцо из нескольких витков пряжи на пальце или карандаше. Обвяжите кольцо столбиками без накида как можно гуще приемом “под арку”. Такие кружочки, связанные из разноцветной пряжи и свободно разбросанные по полотну изделия, особенно хороши для украшения детской одежды. Их можно скомпоновать в виде цветка или виноградной грозди.

2. Листок. Его можно сделать как отдельный элемент или добавить в композицию. Свяжите цепочку из воздушных петель длиной 4 - б см и обвяжите ее с обеих сторон следующим образом: 1 ст. без накида, 1 полустолбик, 1 ст. с накидом, затем несколько столбиков с 2-мя накидами, последние 3 петли в обратном порядке - столбик с накидом, полустолбик, столбик без накида. Повторите всю операцию на обратной стороне цепочки в том же порядке, вкалывая крючок за одну половинку воздушной петли.

3. Цветок. Сделайте кольцо из пряжи, как в № 1. Свяжите на нем приемом “Под арку” 16 ст. без накид а. 2-й ряд начните с 5 петель подъема, затем, вкалывая крючок в каждый столбик предыдущего ряда, выполните 15 ст. с накидом, чередуя их с 2-мя в.п. Последнюю в.п. соедините прикрепом с 3-й петлей подъема в начале ряда. В последнем ряду обвяжите приёмом “под арку” каждый участок из 2-х в.п., расположенный между столбиками, следующим образом: ст. без накида, полустолбик, 2 ст. с накидом, полустолбик, ст. без накида. Этих 3-х элементов уже достаточно, чтобы, меняя их размер, цвет, местоположение, добавляя люрекс, бусины и т.д. создать композицию и украсить любое изделие. В композицию также можно включить шнуры (см. урок 5 в № 3 - 98).

В заключение - несколько советов по выполнению соединительных швов, в частности вертикальных, так как по горизонтали трикотажное полотно лучше всего соединять при помощи иглы по открытым петлям горизонтальным трикотажным швом. Следует заметить, что на трикотажном полотне плохо смотрится жесткий плотный шов, сделанный на швейном машинке чаще всего хлопчатобумажными нитками, к тому же имеющими свойство садиться при стирке. Соединение двух трикотажных деталей происходит по изнаночной стороне вкалыванием иголки с нитью (лучше той же пряжи) одновременно в кромочные петли обеих деталей по принципу вязания цепочки из в.п. При этом соединяемые края зажимаются между косичкой и протяжками. По лицевой стороне изделия такой шов практически не заметен, он естественным образом вплетается в структуру полотна, не нарушая его эластичности.

Шов “змейка” используется для декоративного оформления стыков деталей, например, рукавов, переда и спинки при поперечном вязании. Соединение происходит попеременным вкалыванием иглы или крючка в кромочные петли края деталей с провязыванием на них петель - прикрепов. Расстояние между краями обусловлено количеством в.п., выполненных между прикрепами.

Условные обозначения:

- петля - прикреп;

- воздушная петля (в.п.);

+ - столбик без накида;

- полустолбик;

- столбик с накидом;

- столбик с 2-мя накидами.

 

 

TopList