Что такое
"ПРЯЖА"?
Раскин В.Е.
Скажите,
какие
ассоциации у
Вас вызывает
слово "пряжа"?
Наверное, это
бабушка с
вязанием на
руках; теплый
свитер
ручной
работы или
носки “деревенской
вязки”,
которыми
торгуют на
рынках?
Мне
кажется, что в
основном это
слово
ассоциируется
не с пряжей,
как с таковой,
а с изделиями
из нее. А что
же о пряже (кстати,
готов
поспорить,
что для
большинства
людей
понятия "пряжа"
и "шерсть"
практически
идентичны)?
Многие на
вопрос о
пряже
переспрашивали
меня: "ты о
какой пряже
спрашиваешь:
о той, что
раньше по три
пятьдесят
была или о той,
что по пять?"
Такая
попытка
ответить на
мой вопрос
вызывала у
меня
аналогию с
двумя
миниатюрами
в исполнении
Карцева: одна
из них по
поводу того,
что рыба
бывает
только живая
и неживая, а
вторая - "вчера
- но по три".
Наверное,
многим из Вас
доводилось
покупать в
магазине
пряжу, но,
согласитесь,
не каждый
знает как ее
выбрать и на
что обратить
внимание при
выборе. В
большинстве
случаев
выбор
делается по
цвету,
толщине и
длине нити, но,
к сожалению,
мало кто
обращает
внимание на
качество
пряжи и ее
состав, а
именно от
этого
зависит,
легко ли Вам
будет вязать
из этой пряжи,
долго ли
будет
носиться
изделие и
принесет ли
Вам радость
связанная
вещь.
Для того
чтобы нам с
вами лучше
разобраться,
что же такое
пряжа,
давайте
пойдем в
специализированный
магазин,
торгующий
пряжей, и
посмотрим,
какой
ассортимент
нам там
предложат.
Первое,
что надо
иметь в ввиду это то, что
высококачественная
пряжа
является
продуктом
сложного
высокотехнологичного
производства
и не может
стоить, что
называется,
гроши, и если
вдруг она
продается по
очень
дешевой цене,
то это -
сигнал того,
что здесь что-то
не так. По
этой же
причине Вы
никогда не
увидите на
хорошей
пряже
дешевую
неинтересную
этикетку -
серьезный
производитель
обязательно
“держит
марку”.
Однако не
обманитесь -
часто мотки
очень плохой
пряжи
привлекают
внимание
именно яркой
этикеткой.
В любом из
специализированных
магазинов
Вашему
вниманию
предлагается
очень
большой
ассортимент
всевозможной
пряжи: из
синтетических
и
натуральных
волокон, с
мохером и с
ангорой, с
люрексом и
полиблицем и
еще и еще. В
одном
магазине я
насчитал 39
артикулов и
каждый
артикул был
представлен
от двух до
шести
цветами. В
основном
пряжа,
конечно,
импортная и,
честно
говоря, не
очень
дорогая. Так
как в пряже я
разбираюсь
неплохо, то
меня
интересовали
какие-нибудь
необычные
артикулы.
Мое внимание
привлекли
два мотка из
всего
ассортимента,
выложенного
на витринах - "TIFTIK"
и "MOHAIR 100". Первый
привлек меня
своим
странным
названием, а
второй - тем,
что 100%
мохеровой
пряжи не
бывает(максимально
возможное
содержание
мохера в
пряже - 83%). С "MOHAIR 100"
разобраться
оказалось
очень просто -
на обороте
этикетки
маленькими
буквами было
написано - "100% mohair
look", в переводе
на русский
язык - “100%
мохерового
вида”, т.е. -
нейлон, не
имеющий
ничего
общего с
мохером.
С "TIFTIK"
разобраться
было сложнее:
состав,
указанный на
этикетке, был
следующий - 65%
акрил, 10%
полиамид и 25%
этого
загадочного
"Tiftik". Я подошел
к продавцам с
просьбой
объяснить
что такое
этот "Tiftik", но
ответ
получить
было
непросто.
Одна из
продавщиц
сказала: "Tiftik" -
это такой
мохер”, а
какой "такой"
она не знает;
другая
сказала, что
это - такая
шерсть, но чем
"такая"
отличается
от обычной
тоже не
объяснила. В
конечном
итоге ответа
на мой вопрос
я так и не
получил.
Проверяя
моток на
ощупь я был
уверен, что он
не содержит
натурального
волокна
вовсе, но
убежденность
продавщиц в
том, что
загадочный "Tiftik"
то ли мохер,
то ли шерсть
настолько
смутила меня,
что я решил
отдать эту
пряжу в
независимую
лабораторию
на проверку.
Результаты
экспертизы
не были для
меня
неожиданностью.
В заключении
однозначно
говорилось
об
отсутствии в
предоставленных
образцах
натуральных
волокон, а
таинственный
"Tiftik" оказался
нейлоном, по
внешнему
виду
напоминающему
мохер.
Эта
история
произошла в
середине 90-х, когда импортные товары в
изобилии появились в продаже и с
тех пор я
регулярно
хожу в
специализированные
магазины и
отделы
универмагов,
торгующие
пряжей. Какой
же только
галиматьи (не
могу
подобрать
другого
слова) мне не
приходилось
читать на
этикетках
мотков пряжи
и на ценниках,
вывешенных
магазинами.
Несколько
раз
натыкался на
то, что
французское
слово "LAINE" (шерсть)
переводили
на русский
язык как "Лен"
(очевидно по
созвучию);
английское
"Mohair look" (смысловой
перевод -
мохероподобный)
переводили
как "Мохер";
английское "Lambswool"
(по смыслу -
шерсть
молодого
барашка)
переводили
как "шерсть
ламы", а о том,
что все виды
синтетических
волокон
именовались
"акрил" и
говорить не
приходится,
даже если в
состав пряжи
входил
полипропилен,
который в
принципе
рекомендуется
только для
использования
в верхней
одежде и
никак не для
изготовления
свитеров или
шарфов.
Первое
время я
пытался
разговаривать
с продавцами
и
ответственными
работниками
магазинов,
пытаясь либо
что-то узнать
у них, либо
объяснить им,
но в итоге я
убедился в
тщетности
своих
попыток.
Никто из тех с
кем я
разговаривал
даже и думать
не хотел, что
фактически занимается
обманом
покупателей,
пользуясь их
неграмотностью
в этих
вопросах.
Я
постараюсь,
хотя бы
немного,
рассказать о
том, какая
бывает пряжа,
чем
мохероподобность
отличается
от мохера,
шерсть
молодого
барашка от
шерсти ламы, а
ангора от
распушенного
нейлона.
Для
начала
давайте
договоримся
о том, что же
такое "пряжа".
В данном
случае нам
придется
прибегнуть к
помощи
толкового
словаря
русского
языка: "Пряжа -
нить,
полученная
путем
прядения, т.е.
скручивания".
Из этого
определения
становится
понятно, что
ровница не
может
называться
пряжей.
Теперь
давайте
поговорим о
том, какая
бывает пряжа.
Попытаемся
сгруппировать
этот товар,
оговорившись
предварительно,
что мы ведем
разговор о
пряже для
ручного
вязания.
С
потребительской
точки зрения
имеет смысл
провести
разделение
пряжи на
пряжу из
натуральных,
ненатуральных
(химических) и
смесовых
волокон. Два
первых
понятия
пояснений не
требуют, а под
пряжей из
смесовых
волокон
понимается
пряжа,
изготовленная
из смеси трех
и более любых
натуральных
и любых
ненатуральных
волокон при
условии, что
содержание
превалирующего
волокна
менее 90
процентов.
Например -
пряжа с
содержанием 10
процентов
мохера и 90
процентов
нейлона не
является
смесовой, а
пряжа с
содержанием 7
процентов
шерсти, 5
процентов
ангоры и 88
процентов
акрила
таковой
является. За
точку
отсчета
принято 10
процентов,
исходя из
того, что
именно это
количество
является
значимым для
потребителя,
а методики
исследования
состава
пряжи,
наиболее
распространенные
в настоящее
время, имеют
точность,
равную 5
процентам.
Хотелось
бы
остановиться
еще на одном
понятии, или
скоре
выражении - "полушерсть".
Оно осталось
в нашем
сознании со
времен
существование
стандартов
СССР. По ГОСТу
под
полушерстяной
пряжей
понималась
пряжа с
содержанием
шерсти от 8 до 52%.
Самой
распространенной
"полушерстяной
пряжей"
являлась
пряжа с
содержанием
около 35%
шерсти, по
логике такая
пряжа никак
не является
полушерстяной,
однако этот
термин
частенько
употребляется
и сейчас на
этикетках
отечественной
пряжи, так что
не
попадайтесь
на обман.
Интересно,
что термин “полушерсть”,
пришел к нам
из Европы и
является
дословным
переводом
английского
“semiwool”. Так в
Англии,
примерно с
середины 19-го
века,
называли
пряжу, в
состав
которой
входила
новая (не регенерированная)
шерсть в
любом, сколь
угодно малом
количестве.
Оговорка “новая”
очень важна
для
правильного
понимания
этого
термина, т.к.
появился он
из-за того,
что в это
время
большое
распространение
получила
пряжа из
вигони (шерсти,
восстановленной
из тряпья) и
определение
“semiwool” было
введено для
отличия
пряжи только
из
восстановленной
шерсти и из
смеси
восстановленной
и новой. Иными
словами, под “полушерстью”
в истинном
значении
понимали шерстяную пряжу,
выработанную
из смеси регенерированной
и “свежей”
шерсти, а
сегодняшнее
понимание
этого
термина
искажено.
Какие же
типы сырья
наиболее
широко
используются
в
современном
производстве
пряжи и что
понимается
под
названиями
этих типов.
НАТУРАЛЬНЫЕ
ВИДЫ СЫРЬЯ.
В этой
группе
основным
типом по
объему
использования,
безусловно,
является
шерсть. Под
шерстью в
текстильной
промышленности
понимается
овечий волос,
а если в
конкретном
случае
подразумевается
что-то другое,
то
обязательно
оговаривается,
шерсть
какого
животного
имеется
ввиду. Из "шерстяных"
животных
сегодня наиболее распространены:
коза, верблюд,
лама (не
путать с LAMBSWOOL), вигонь (не путать с волокном,
восстановленным из тряпья),
кролик, як.
Помимо
подразделения
шерсти на
разные типы в
зависимости
от толщины
волоса
существует
интересное и
очень важное
с
потребительской
точки зрения
деление на т.н.
обычную, или
простую,
шерсть и
шерсть - superwash (дословный
перевод -
сверхстираемая).
Изделия из
такой шерсти
можно
стирать в
стиральной
машине и это
не "утка", - это
реальность.
Такая пряжа
обязательно
имеет на
этикетке
обозначение
этих своих
уникальных
качеств, но и
стоить будет
на 1.5-4 доллара
за килограмм дороже.
За
удобство
надо платить.
Существует
еще один
очень
интересный
вид
шерстяной
пряжи, его
иногда даже
называют “летняя
шерсть” (термин
очень
распространен
в “теплых”
странах).
Особенность
этой пряжи
заключается
в том, что за
счет
использования
тончайшего
шерстяного
сырья с
толщиной
волоса не
более 17.5
микрон нить
получается
очень тонкой
и изделия из
такой пряжи
можно носить
летом
наравне с
хлопковыми
вещами. Так,
например,
дорогие
летние
мужские
пиджаки шьются из
ткани,
сотканной
именно из
такой пряжи, и,
могу
поделиться
собственными
ощущениями,
пиджак
невероятно
легкий и мне
нежарко в нем
и при 25
градусах.
Такая пряжа
обычно не
бывает
чистошерстяной.
Чаще всего
используется
смеска 60-80
процентов
шерсти с
шелком (как
правило
натуральным)
и (или)
вискозой.
К
следующему
по распространенности типу я бы
отнес мохер.
Почему-то
огромное
количество
людей
уверено, что
существует "мохеровая
пряжа", под
которой они
понимают
пряжу с каким-то
содержанием
мохера, и "мохер",
под которым
понимается
пряжа с 100%
содержанием
мохера. Во-первых,
необходимо
оговориться,
что мохером
является
козий волос и
никакой
другой. Самые
современные
технологии
не позволяют
произвести
пряжу с
содержанием
мохера более
83%, так как для
того, чтобы
эта пряжа не
распадалась
на отдельные
волокна
необходимо
использование
т.н. корта,
скрепляющего
скользкие
козьи
волоски. Так
что, если Вы
увидите, что в
какой-то
пряже
объявлено
содержание
мохера более
85%, то будьте
уверены - это
обман.
Наиболее
часто
встречается
пряжа с
содержанием
мохера 10, 20,
35, 40,
50 и
80 процентов.
Очень
большое
распространение
сейчас
получила
ангора или
ангорка. Под
ангорой в
настоящее
время
понимается
пух кролика и
только
кролика.
Максимальное
содержание
ангоры в
пряже по
разным
источникам
составляет
от 45 до 70%, однако
необходимо
помнить, что
прочное
закрепление
кроличьего
пуха в пряже
невозможно и
ее "облезание"
неизбежно и, к
сожалению,
начинается с
момента
вытягивания
нити из
клубка и не
прекращается
никакими
средствами.
Мне, например,
не очень
нравится
когда во
время
семейного
выхода,
предположим
в театр, жена
одевает
кофточку с
ангоркой -
часть
ангорки
немедленно
перекочевывает
на мой пиджак,
а удалить ее с
шерстяной
ткани дело
непростое.
Нельзя
забывать и
еще об одном
отрицательном
свойстве
ангоры -
сваливании.
Изделия с
ангоркой
нельзя
стирать, а
лучше даже не
мочить, приемлема только
химическая
стирка.
Вообще, среди
специалистов
бытует
мнение, что
изделие из
ангорки - вещь
до третьей
стирки. Однако необходимо
оговориться, что вещи, связанные из очень
дорогой пряжи с ангорой (стоимость примерно
40-50$ за килограмм) служат годами.
Интересна
история
возникновения
названия “мохер”
и “ангора”. В стародавние
времена козы,
из шерсти
которых
получали то,
что теперь мы
называем “мохер”,
жили только в
одном
регионе,
который
назывался и
называется
сейчас “АНКАРА”
- там
находится
столица
Турции. Пряжу,
получаемую
из волоса “золотых”
коз, за
пределами
Турции так и
называли - “анкора”
или “ангора”.
Вывоз этих
коз за
пределы
Турции был
так же строго
запрещен как
и вывоз
шелкопряда
из Китая.
Действие
этого
запрета
облегчалось
еще и тем, что
эти животные,
а
контрабандно
их конечно же
вывозили, не
приживались
больше нигде.
Попытки
произвести
аналог
реальной
ангоры
предпринимались
постоянно.
Больше всех
преуспели в
этом китайцы -
они начали
производить
пряжу, внешне
напоминающую
оригинальную,
из пуха
кролика, а
называли ее “ангора”.
Примерно в
это же время
Англия
начала
закупать в
Турции
настоящую
ангору и
пряжу,
произведенную
в Англии из
этого сырья,
называли “мохер”.
В наши дни эти
названия так
и
закрепились:
мохер - то, что
из козы, а
ангора - из
кролика.
Примечательно
еще и то, что
сейчас в мире
существует
только три
региона,
поставляющие
мохер на
мировой
рынок, -
Анкара в
Турции, Южная
Африка и
Техас в США.
Эти козы
больше нигде
так и не
прижились.
Большой
интерес
представляет
такой тип “козьей”
пряжи как “кашемир”.
Название
происходит
от местности,
где впервые
ее (его)
начали
производить -
Кашмир.
Исходным
сырьём для
этой пряжи
является
волос
тибетских
высокогорных
коз,
получаемый, и
это – принципиальное отличие,
путем
вычесывания. Кашемировая
пряжа
является,
пожалуй,
самой
дорогой из
используемых
в настоящее
время. С
практической
точки зрения
представляет
интерес кашемировая пряжа для
ручного
вязания с
содержанием кашемира
не
более 30
процентов, т.к.
кашемир не
является
формоустойчивым
и вещь
вытянется
под
собственным
весом. Пряжа,
используемая
в
промышленности,
обычно
содержит от 10
до 60
процентов кашемира.
Еще один
не очень
широко
распространенный,
но очень
интересный
тип
натурального
сырья это -
верблюжья
шерсть. Для
пряжи обычно
используется
волос Ламы,
точнее -
Альпаки -
одного из
представителей
семейства верблюжьих.
100 процентная
пряжа из
альпаки
широкого
применения
сейчас не
имеет. Дело в
том, что пряжа
из альпаки в
принципе
существенно
дороже
обычной
шерстяной, а
при
использовании
стандартного
волокна
значительно
жестче
последней;
использование
же альпаки с
толщиной
волоса около
20 микрон, т.е.
значительно
тоньше
обычного,
делает пряжу
невероятно
дорогой.
Очень
большой
интерес
представляет
пряжа из
смеси 20
микронных
шерсти, кашемира и
альпаки в
равных
пропорциях. Однако эта
пряжа может
стоить в 3-4
раза дороже
обычной
шерстяной.
Практически все, что можно сказать о шерсти
альпаки, можно отнести и к шерсти другого
животного семейства верблюдовых – к ВИГОНИ.
Хлопок, т.е.
волокна,
покрывающие
семеня
хлопчатника,
используется
в пряже в двух
видах: в
натуральном
отбеленном и
в
мерсеризованном.
Отличить их
можно на глаз - натуральный
хлопок
окрашивается
только в
блеклые тона (таковы
его свойства),
а после
мерсеризации
хлопок
удается
окрасить в
яркие, сочные
тона и,
нередко, этот
блеск по незнанию воспринимается
как примесь
синтетического
волокна.
Конечно,
процесс
мерсеризации
не очень
дешевый, но
явные
преимущества
внешнего
вида и
носкость
изделий
оправдывают
его
стоимость.
Однако,
необходимо
помнить, что
мерсеризованный
хлопок менее
растяжим и
более
подвержен
усадке после
сушки, чем не мерсеризованный.
Натуральный
шелк - самый
дорогостоящий вид сырья для вязальных и
вышивальных нитей. “Шёлк” -
тончайшая ниточка, которую гусеница-шелкопряд
использует для завивки кокона. Человеку
пришлось только взять у природы готовые
нити, подвергнув их несложной первичной
обработке перед прядением.
Немногие
знают, что в
международной
практике
шелком
называют все
виды
блестящих
шелковистых
нитей,
например:
натуральный
шелк,
вискозный,
ацетатный,
капроновый и
т.д. Выпускается
промышленными предприятиями белыми,
черными и цветными с намоткой на патрончики
и катушки, в клубках и мотках. Шелковые нитки отличаются
высокой упругостью, несминаемостью, быстро
впитывают влагу, плохо проводят тепло,
мягкие и шелковистые на ощупь, хорошо окрашиваются
в любые тона, полутона и оттенки, устойчивы
к действию спирта, эфира, ацетона и бензола.
Но даже слабые растворы щелочи разрушают
шелковые волокна и изделия из них. Они также
теряют свои великолепные свойства и под
действием солнечного света. В
магазины поступают также шелковые нити,
нитки и крученый шелк, т.е. шелкоподобные,
изготовленные из синтетических волокон, “шелковый”
вид которых получен за счет различных
способов формирования и отделки. Они
используются для вязания на спицах и
крючком для придания блеска и прочности
некоторым видам нитей: пряже из козьего и
кроличьего пуха. В
России натуральный шелк традиционно
использовался и используется для вязания
знаменитых моделей из козьего пуха: “оренбургских”
платков, шалей, палантинов,
ажурных тончайших косынок и теплых вязаных изделий:
кофточек, свитеров, платьев и жилетов. Пряжа с
содержанием
100% шелка (или
шелковистых
нитей)
встречается
достаточно
редко и, как
правило,
содержит не
более 20-25%
натурального
шелка, а, в
основном, не
содержит его
вовсе. Чаще
встречается
смесовая
пряжа,
содержащая
до 30%
шелковистых
нитей в
сочетании с
вискозой,
хлопком или
шерстью.
Спектр
применения “шелковой”
пряжи
достаточно
ограничен.
Лен, т.е.
волокна,
содержащиеся
в стебле
этого
растения, до
недавнего
времени не
имели
широкого
применения в
пряже для
ручного
вязания ,
однако в
последние
два-три года
льняная
пряжа стала
модной. В
действительности,
кроме дани
моде и знания
того, что это
натуральное
волокно,
большого
смысла в
использовании
льна в пряже
для ручного
вязания я не
вижу. Дело в
том, что
льняная
пряжа,
тяжелая,
жесткая и
очень “мнущаяся”
- таковы, к
сожалению, ее
свойства. Она используется,
в основном,
для вязания “летних”
вещей, т.к.
обладает
хорошей
гигроскопичностью
и не такая “жаркая”
как шерсть. Но
нельзя
забывать, что
сейчас
существует
большое
количество
других
волокон с
такими же
качествами,
но не имеющих
этих
отрицательных
свойств.
Ненатуральные
виды сырья.
Существуют
два вида
сырья,
относящегося
к
ненатуральным:
искусственное
и
синтетическое.
Искусственным
называется
то, что получено путем
химической
обработки
натурального
сырья.
Наиболее
распространенным
примером
искусственного
волокна
является
вискоза.
ВИСКОЗНОЕ
ВОЛОКНО /”ВИСКОЗА”/
производится из жидких растворов природной
целлюлозы: из древесины ели, сосны, стеблей
некоторых растений, из отходов переработки
хлопкового волокна. Если непрерывную
вискозную нить, Выпускаемую прядильной
машиной в виде жгута, нарезать на
определенную длину, аналогичную длине
хлопкового или шерстяного волокна, то
получим ток называемое “штапельное”
волокно, а пряжа и ткани из них получили
название “штапельных”. Полученные таким
образом волокна широко используются для
изготовления чисто вискозной и смешанной
пряжи в двух и трехкомпонентных смесках. Вискозная нить для вязания -
мягкая, шелковистая, мало электризуемая. К
недостаткам ее следует отнести: высокую
сминаемость, растяжимость, и снижение
прочности в мокром виде. Если при стирке Вы
сильно трете и выкручиваете изделие из
вискозы, то рискуете получить так
называемые “усы” - т.е. концы отдельных
разорванных волокон, может также появиться
эффект “мшистости”, это когда таких
разорванных кончиков много. Ассортимент целлюлозосодержащих
волокон не ограничивается вискозой, т.к. все
в большом объеме применяются ацетатные и
триацетатные волокна. Исходным сырьем для
их изготовления является короткое
хлопковое волокно. Волокна и нити - приятные
на ощупь, с шелковистым блеском, равномерно
и глубоко прокрашиваются; меньше, чем
вискозное, теряют прочность при мокрых
обработках, устойчивы к действию
микроорганизмов. К недостаткам следует
отнести: высокую электризуемость, и низкую
устойчивость к изгибам. Вязальные нитки с использованием
вискозных, ацетатных и триацетатных
волокон и нитей пользуются широким спросом,
особенно они привлекательны для
вязания “внесезонных” или “несезонных”
изделий, которые можно носить независимо от
времени года и погоды. Еще одним
примером искусственного
целлюлозосодержащего
волокна
являются
ацетатные и
триацетатные
нити. Сырьем
для их
производства
служит
короткое
хлопковое
волокно.
Недостатками
этих нитей,
мешающими их
широкому
применению,
являются
высокая
элетризуемость
и “сминаемость”.
Синтетическим
называется
волокно,
полученное
путем
химического
синтеза.
Примерами синтетических волокон являются лавсан, полипропилен, акрил, капрон и многие другие. В настоящее время наибольшее распространение получили три группы синтетических волокон: “ПОЛИАМИДНЫЕ”, “ПОЛИЭФИРНЫЕ” и “ПОЛИАКРИЛОНИТРИЛЬНЫЕ”.
Одной из самых многочисленных по
вариантам волокон и нитей, получивших в
разных странах свои фирменные названия, под
которыми они выпускаются на рынок, является
группа ПОЛИАМИДНЫХ ВОЛОКОН (ПА). Они
получены путем полимеризации продуктов
перегонки нефти, природного газа и
каменного угля. Назовем только некоторые,
самые известные из них: капрон, нейлон или
найлон, перлон, силон, дедрон. На этикетках
вязальной пряжи очень часто пишут просто: “полиамид”.
Отличительной особенностью волокон этой
группы является: очень высокая прочность,
низкие гигиенические свойства, стеклянный
блеск, высокая электризуемость,
неустойчивость к воздействию света - (желтеют
и становятся жесткими) и ломкость при
многократных стирках. Особую ценность этих
волокон и нитей представляет высокая
формоустойчивость. Они не теряют форму при
мокрой и сухой эксплуатации. Высокая прочность и
формоустойчивость. Эти свойства полиамидных волокон и
нитей широко используется и высоко ценятся
на практике. Их используют особенно при выработке
тех изделий, от которых требуется особая
прочность и надежность в эксплуатации: всех
видов чулочно-носочных изделий,
спортивного трикотажа, купальных костюмов,
спецодежды и белья /в смеси с хлопком/ для
трудоемких работ, а также: плетеных шнуров,
тесьмы, крученых изделий, технических
товаров: лесок, снастей, тарных и
упаковочных изделий, эластичных лент и
многих других, не менее важных и
необходимых.
ПОЛИЭФИРНЫЕ
ВОЛОКНА - условное
обозначение на этикетке - “ПЭФ или ПОЛИЭФИР”.
Исходным сырьем для производства
полиэфирных волокон являются нефть и
каменноугольная смола. Выпускается в виде
нитей /полиэфирный шелк/ и штапельного
волокна для смесок с другими волокнами. В
различных странах производится под
фирменными названиями: лавсан, терилен,
дакрон, ланон, диолен, тергаль и т.д. Волокна
этой группы отличаются высокой упругостью,
светостойкостью, формоустойчивостью,
выдерживают воздействие высоких
температур. К недостаткам относятся: низкая
гигроскопичность, чем и объясняется
ограниченная колористическая гамма нитей
из “полиэфира” по сравнению с другими
волокнами. Сейчас
полиэфирные
волокна
используются
в основном в
технических
целях и для
производства
швейных
ниток. В
высококачественной
пряже для
ручного
вязания
практически
не
используются.
ПОЛИАКРИЛОНИТРИЛЬНЫЕ
волокна /условное обозначение на этикетках:
“ПАН-волокно”, “АКРИЛ”/.
Исходными
продуктами для производства этой группы
волокон и нитей являются ацетилен и
синильная кислота, которые получают из
природного газа. Они известны на мировом
рынке под следующими названиями: ПАН-волокно,
акрил, нитрон, орлон, прелана, крилор, редон”
и др. Обладают высокой прочностью,
термопластичностью, высокой
светостойкостью, не выцветают, не выгорают. Акрил в настоящее время является
лучшим шерстоподобным волокном, которое по
своим свойствам близко к натуральной
шерсти. Недаром покупатели часто называют
шерстоподобную пряжу - “искусственной
шерстью”. Акрил прекрасно сочетается и с
блестящими нитями, которые могут создавать
яркий, матовый или мерцающий и переливчатый
блеск за счет применения нитей круглого
сечения - вискозных, ацетатных, полиамидных,
полиэфирных и металлических типа люрекс
или пленочных разрезных нитей. Акриловые
волокна и нити глубоко и прочно
прокрашиваются, обеспечивая получение
великолепного чистого цвета: снежно-белого,
глубоко черного “под бархат”, яркие всех
цветов радуги и огромную палитру нежных
тонов и полутонов модной гаммы цветов.
Удивительный эффект переливчатого блеска и
мягкого “свечения” под лучами солнца
создается за счет применения плоских
полиамидных и пленочных волокон,
окрашенных в тот же цвет или многоцветных. В
свете ламп дневного света или на солнце
такие изделия как бы “загораются”, мерцают
и переливаются. Изделия из качественного акрила
практически не “сваливаются”, имеют малую
усадку, удобны в носке: легкие, теплые, слабо
пелингуемые под верхней одеждой. Процент
содержания акрила в вязальной пряже может
колебаться от 100% - чисто акриловые до 5% - в
многокомпонентных нитях. Особым успехом у
покупателей пользуются смески: “акрил-мохер”
и “акрил-шерсть” в самых различных
вариантах процентного содержания того и
другого компонента. Но и среди них
выделяется по спросу пряжа, содержащая
мохер;35%, 50%, 60%, - остальное - акрил.
Смески такого состава обеспечивают
прекрасный внешний вид, стабильность формы
изделия и возможность получить пушистое
изделие после начеса или по мере носки и
стирки. Акриловая пряжа прекрасно
вяжется на вязальных машинах, как бытовых,
так и промышленных.
ЭФФЕКТНЫЕ
волокна и нити. Периодически в моду входят
изделия ручной и машинной вязки с эффектом
“блеска”: яркого, броского, матового и
мерцающего переливчатого всего изделия или
отдельных его элементов. Для получения
такого эффекта используется специальная
группа волокон и нитей типа: "люрекс", ламе,
алюнит, метлон, метанит, металлик, фертекс, и
т.п. Они могут быть получены различными
способами: применением нити из
металлической фольги, которую разрезают на
ленточки шириной меньше 1 мм. Фольгу
изготовляют из легких сплавов: алюминия,
меди, латуни, и никеля. Для упрочнения их
дублируют с одной или с двух сторон
специальной пленкой /полиэтилен и др./.
Например, если разрезную алюминиевую
фольгу покрыть полиэтилентерефталатной
пленкой, то получается “люрекс”, “ламе”
или “метлон”. Но волокна такого типа очень
непрочны и достаточно дороги, поэтому в
настоящее время все чаще используется
другой вид нитей - Это разрезные химические
пленки различной толщины и ширины с
покрытием из цветного клея, который может
придать пленкам любую расцветку и
отличаются высокой прочностью. Нити этой
группы можно перерабатывать на крутильных
машинах при достаточно высоких скоростях,
они не выгорают, не выцветают при стирках и
носке на солнце. Как и другие химические нити, они
могут производиться как мононити -
непрерывной длины, так и в виде волокон
определенной длины - для смесок с акрилом и
другими компонентами видами волокон,
натуральных и синтетических. Для придания
этим нитям прочности при носке их обычно
скручивают с прочными химическими нитями:
полиамидными, полиэфирными, вискозными,
ацетатными, реже полипропиленовыми.
Все, что мы рассказали, призвано помочь Вам выбрать пряжу, наиболее полно отвечающую Вашим целям, и оградить Вас от недоброкачественной продукции или обмана.
Теперь о некоторых выражениях, часто употребляемых по отношению к пряже.
Скатываемость, т.е. способность или предрасположенность пряжи к скатыванию или, другими словами, к образованию "катышков". Свойство пряжи, честно говоря, малоприятное. Проявляется оно в той или иной степени на любой пряже. Как ни обидно, но меньше всего предрасположена к скатыванию жесткая пряжа из грубой шерсти, а мягкая, приятная пряжа подвержена этому дефекту больше. Существуют несколько способов уменьшения скатываемости у качественных пряж, но это, естественно, приводит к еще большему их удорожанию.
Длина нити. Под длиной нити понимается количество километров нити в одном килограмме и называется номером (№) пряжи. Например: в мотке пряжи весом 50гр 110м, расчет - №=0,110х(1000:50)=2,2.Под толщиной нити в обиходе понимается диаметр ее поперечного среза.Казалось бы, последние два понятия достаточно очевидны и не имеют серьезного практического значения для вязальщицы, но это только на первый взгляд. Дело в том, что длина и толщина пряжи не находятся в прямой зависимости друг от друга. Т.е., если Вы купили два стограммовых мотка пряжи разных артикулов и на обоих написано, что длина нити 230м, то это не означает, что толщина нити в этих мотках обязательно одинакова и при вязании изделия Вы можете столкнуться с некоторыми сложностями. Например, купив журнал с описанием понравившейся модели, Вы, даже взяв пряжу рекомендованной длины и состава, не можете точно воспроизвести это изделие. Вы точно выполняете все рекомендации, но набранное количество петель не дает нужного размера, а получившийся рисунок лишь отдаленно напоминает то, что Вы видите в журнале. Причина может заключаться в том, что толщина нити, которая использована в оригинальной модели, отличается от той, что использовали Вы. Иногда два вида пряжи одного номера (длины) отличаются друг от друга по толщине (диаметру поперечного среза) на 40%, и, учитывая количество петель, можно представить какую точность воспроизведения рисунка Вы получите.
Большое значение имеет номер нити и тогда, когда Вы хотите использовать данную пряжу для вязания на машине. Обычные ручные и электрические бытовые вязальные машины позволяют использовать пряжу, начиная с № = 3.0, т.е. если в 100 гр. пряжи не менее 300м, в этом случае нить гарантированно может быть использована для машинного вязания, однако, как говорилось выше, в некоторых случаях может быть использована нить и с меньшим номером, но, в любом случае, не менее 2.2.
Еще несколько советов по выбору
пряжи для вязания на машине. Оптимальными для этих целей являются гладкие, не ворсистые, нити с содержанием синтетического волокна не менее 30%. Полотно из такой пряжи легче отпаривается, а каретка машинки при работе легче скользит и меньше засоряется.
Если Вы используете ворсистую пряжу, то будьте готовы к тому, что часть ворса ( а если пряжа не очень качественная или длинноворсная, то и большая его часть) останется на столе или забьется в каретку, а оставшийся ворс завернется внутрь полотна и Вам придется его начесывать. Ни в коем случае не используйте пряжу с содержанием ангоры более 20% - все вязание превратится в чистку каретки, а в готовом изделии от ангоры останутся только воспоминания.
Если Вы не имеете большого опыта в работе с вязальными машинами, то мы бы не советовали использовать пряжу с неравномерной толщиной, например буклированную или “с шишечками” - вязать будет очень трудно.
Использование пряжи с люрексом (метанитом) для машинного вязания возможно и изделие получается очень интересным, однако надо иметь ввиду, что люрекс, на той пряже которую Вы собираетесь использовать, должен располагаться на нити не поверхностно, а быть как бы вдавленным в нее. Как на рисунке:
Все, рассказанное выше, относится к разряду общей информации и призвано помочь Вам выбрать пряжу, наиболее полно отвечающую Вашим целям, и оградить Вас от недоброкачественной продукции или обмана.
|